Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 14.12.2017, 09:07

Николаевская общеобразовательная школа I-IIIст. №61

Меню сайта
Категории раздела
Страница учителей - членов методического объединения учителей русского языка и литературы [1]
Страница учителя мировой художественной культуры [0]
Страница учителя музыкального исскуства [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Страница учителей - членов методического объединения учителей русского языка и литературы

Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроках чтения в начальных классах. Методический материал
Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроках чтения в начальных классах.



Дорошенко Т. Б., учитель младших классов,специалист высшей категории, старший учитель.

Много лет я работаю с младшими школьниками. Малыши, переступая порог школы, отличаются любознательностью, тянутся ко всему новому. И мне как учителю младших классов важно создавать как на своих уроках, так и во внеклассных мероприятиях личностно ориентированные доброжелательные отношения.Ведущим условием стимулирования и организации различных форм самостоятельной  познавательной деятельности младших школьников является       создание        «эмоционального      и интеллектуального напряжения». Ребята этого возраста стремятся к приключениям, любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Для повышения познавательной активности своих учеников я часто включаю в занятия с ними сюжетно-ролевые игры, игры-загадки и игры-путешествия, использую экскурсии и выходы за пределы класса и школы. Эти формы работы способствуют накоплению их жизненного опыта, стимулируют познавательную активность. Ведущая   роль  в         стимулировании познавательной деятельности младших школьников, развитии их наблюдательности, любознательности, логического мышления принадлежат урокам внеклассного чтения. К 110-й годовщине начала писательской деятельности  К. Чуковского и к 85-летию книг-юбиляров «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон» я подготовила и провела урок - литературную игру «В гостях у Корнея Чуковского».   Тема:     Литературная     игра     «В     гостях    у            К. И. Чуковского» Цели:-познакомить     учащихся     с     творческим наследием К.И. Чуковского;-раскрыть    перед    ребятами    искренность детских произведений    писателя;-развивать память, речь, внимание, творческий    потенциал;-воспитывать    интерес    к    художественной литературе, к творчеству детских писателей. Оборудование:-«Чудо-дерево»,     украшенное     вещами     из произведений К.И.Чуковского;-выставка книг К.И.Чуковского;-выставка  детских   иллюстраций   к  сказкам    К.И.Чуковского;-карточки   с   четверостишиями   из   сказок    писателя;-портрет К.И.Чуковского (1882-1969гг.);-грамзапись сказки «Федорино горе»;                                                                       Эпиграф                                                      Талант Чуковского неиссякаемый,                                                      умный, блистательный, веселый,                                                      праздничный».                                                                         И. Андроников                 
Ход урокаУчитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вгостях у сказочника, любимого взрослыми и детьми писателя,   одного   из    основоположников    детской литературы Корнея Ивановича Чуковского. А знаете ли вы, что настоящее имя и фамилия Корнея Ивановича Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков (1882 -1969). Вспомните и назовите сказки К.Чуковского, которые в раннем детстве вам читали мамы и лапы, бабушки и дедушки? (Ребята отвечают) Молодцы! Я вижу, что вы знаете сказки .И.Чуковского. Учитель. Но Чуковский писал не только сказки, но и весёлые стихи, которые «сами лезут с языка». Думаю, что вы все их хорошо знаете. Дети читают стихи 
1.     Были бы у елочки ножки
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она, вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке игрушки-
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой бумаги, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на елочке матрешки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый, молодой,
С золотою бородой!

2. До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
Вот камень лежит у дороги,
«Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок
«Хорошо бы на камень прилечь на часок!»
Вдруг наш камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это-Че!Это-Ре!Это-Паха!Это-Чечере!Папа!Папаха!»

 Учитель. Ребята, посмотрите и запомните эту книгу: 
Корней   Чуковский.   «Золотые   страницы   стихов и сказок». Сегодня мы не раз будем к ней обращаться.
Вопросы   для   викторины   «Доскажи   словечко»  я выбрала из этой книги.
1. Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
(маленький фонарик, «Муха - Цокотуха»)
2. Ехали медведи На (велосипеде)
А за ними кот
(задом наперед, «Тараканище»)
3. И сейчас же к нему из-за ёлки 
Выбегают лохматые волки:
«Садись, верхом, (Айболит), 
Мы живо тебя довезем». 
«Эй вы, звери, выходите, 
Крокодила победите, 
Чтобы жадный крокодил 
(солнце в небо отпустил)» («Краденое солнце»)
,4. У меня зазвонил(телефон)
 - Кто говорит?-(слон)
-Откуда?(от верблюда) 
Что вам надо? (шоколада, «Телефон»).
5  …    Эй вы, глупые тарелки,
 Что вы скачете, как ... (белки)?
 Вам ли бегать за воротами
 С воробьями... (желторотыми)?
 Вы в канаву упадете,
 Вы утонете в. ..(болоте).
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой! («Федорино горе»).
Учитель.   Стихи   Корнея   Чуковского   удивительно легко запоминаются.В них много ярких, необычных сочетаний слов ,всеми нами любимые повторы. К.И.Чуковский широко использует в своих детских книжках - считалки, присказки, загадки поговорки. 
Конкурс «Кто больше?» (Ребята зачитывают считалки, присказки, загадки, поговорки из произведений писателя)
Учитель. Особенно Корней Иванович любил шуточные нелепицы, для которых придумал свое меткое название «перевертыши». Такова его веселая «Путаница». 
Игра «Путаница». В названиях произведений К.И.Чуковского кто-то перепутал одну букву. Исправьте и назовите их правильно. Гордость                               Муза-Цокотуха Кармалей                      
Пил на свете человек
Мокдодыр                     
Федорино мореКозауси и Мауси                 
Худо - деревоКрашеное солнце 
Учитель. А сейчас, ребята, заглянем с вами в комнату находок и заглянем в корзину с потерянными вещами. Учитель   достает   вещи    из    корзины,   дети называют произведения К.И.Чуковского и строки, относящиеся к этим вещам: мочалка «Мойдодыр», сито «Федорино горе», перчатки «Телефон», монеты «Муха Цокотуха», мыло с полотенцем «Мойдодыр».
Учитель. Ребята, сейчас произойдет чудо. Мы с вами услышим голос Корнея Ивановича.  А вы должны будете отгадать,   как   называется   сказка,   которую читает К.И.Чуковский. Грамзапись сказки «Федорино горе». Учитель. Ребята, Корней Иванович, как рассказывали те, кто его хорошо знал и любил, всегда был окружён детьми. Обычно он затевал с ребятами различные игры, много возился с ними, и всегда там, где раздавался детский смех, можно было найти Чуковского. Он часто играл с детьми около своей дачи, на берегу залива, строил с ними различные крепости, затевал увлекательнейшие игры, в которых сам принимал участие. Ребята, давайте с  Вами представим, что  мы пришли в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому.
К. Чуковский. (Подготовленный старшеклассник сидит за столом, на столе много книг, рассказывает).
Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы отвечали на вопросы учителя, читали мои произведения. И мне очень захотелось с вами познакомиться поближе. Несколько слов о себе.
Я родился в Петербурге в 1882 году. Мой отец, петербургский студент, бросил мою мать, крестьянку Полтавской   губернии,   когда   я   был   ещё   совсем  маленьким.   Мама,   Екатерина  Осиповна, с детьми   вынуждена   была  переехать жить в город  Одессу. Мама  была  очень  красивая, с правильными чертами   лица;   чернобровая,   осанистая,   высокая женщина. Она, не разгибая спины, стирала чужое бельё.   Деньги,   получаемые   ею   за   стирку, были единственным заработком нашей семьи. Мама  прилагала  все  силы,  чтобы дать нам образование:   моя   сестра   поступила  в  церковную школу, я - во Вторую одесскую гимназию. С детства я пристрастился к чтению, и уже с малых лет начал писать стихи и поэмы. Из 5 класса гимназии был исключён по указу об освобождении гимназии oт «кухарских    детей».     Я     самостоятельно    прошел гимназический   курс,   сдал   экзамены   и   получил аттестат зрелости.  В  1901  году в газете «Одесские  новости»   появилась   моя   первая   статья   «Корней Чуковский», подзаголовок -«К вечно юному вопросу». Так и началась моя литературная деятельность.(Пишет) 
Ребята,  вы  уже  знакомы  с моими сказками, стихами. Их я писал для вас, моих юных читателей. Я  верю, что когда вы повзрослеете, то откроете для себя ещё и мир английской литературы, поэзии и прозы. ' Многие    стихи,    поэмы,    романы    я    перевёл   с английского    языка,    чтобы    вы    с    ними    могли познакомиться и полюбить. А вы знаете, что всеми вами любимую сказку «Доктор Айболит" я тоже перевел. Это было в 1925 году. И только через 23 года я написал её в стихах.
Вдохновение на меня нахлынуло на Кавказе - в высшей степени и некстати - во время купания в море.   Я   заплыл   довольно   далеко,   и   вдруг   поднаваждением солнца, горячего ветра и морской воды у меня сами собой сложились слова:
11О, если я утону,
Если пойду я ко дну..." и т.д.?
Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихотворные строки. Вот так и родилась сказка про доктора Айболита. Учитель. Ребята, вы подготовили рисунки к сказке «Доктор Айболит», покажите их Корнею Ивановичу.(Дети показывают рисунки и читают отрывки из «Айболита»)
Ученица: Корней Иванович, а сейчас мы покажем вам инсценировку сказки «Телефон» и «Муха Цокотуха». Инсценировка сказки «Телефон» Инсценировка сказки «Муха Цокотуха»Чуковский.
 Молодцы! Мне очень понравилось. Я рад, ребята, что Вы пришли ко мне в гости. А теперь я хочу вам назвать произведения английских и американских писателей, которые я переводил на русский язык. Я уверен, что вы обязательно со временем познакомитесь и полюбите героев произведений, которые занимают у меня почётное место на книжной полке.
Работа с выставкой книг
1.   («Робинзон Крузо» Д. Дефо)
2.   («Приключения Тома Сойера» Марка Твена)
3.   («Приключения барона Мюнхгаузена» Эрика Распе)
4.   («Принц и нищий» Марка Твена) 
5.    (Джеймс Гринвуд «Маленький оборвыш»)
6.    (Гью Лофтинг « Доктор Айболит»).
Чуковский. Ребята, спасибо вам, что вы не забываете старика. Вы знаете мои сказки, стихи, переводы. Желаю вам читать больше хороших книг, не только моих, но и других писателей. Книги - это не только источник знаний, но и увлекательное путешествие в мир, в котором мы родились и живём. До встречи на страницах моих книг.
Учитель.   Вот  и  подошла  к  концу  наша встреча. Ребята, понравилась ли вам она? 
(Ребята отвечают) 
Желаю вам никогда не расставаться с книгами Корнея Чуковского, которые проникнуты искренней радостью и любовью к детям.                                   

 Литература :
1.   А.И. Шпунтов. Работа над средствами выразительности устной речи, М., 1989 г.
2.   Сборник В.Даля в двух томах «Пословицы и поговорки русского народа» М., 2003г.
3.   Л.А. Музыка. «Интерес к чтению: как его пробудить?». Журнал «Начальная школа» № 6, 2007 г.,
4.   В.А.Артемов. Очерк психологии речи. М., 1975 г.
5.   О.М. Казарцева. Культура речевого общения. М., 1999 г.       
Категория: Страница учителей - членов методического объединения учителей русского языка и литературы | Добавил: АЛИНА (01.03.2012)
Просмотров: 1882 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz